Кадр из фильма.
Для Юлии Высоцкой это второй Венецианский фестиваль, где она участвует как актриса, а не просто сопровождает мужа, как в 2014 году, когда в конкурсе участвовали его «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». В 2002 году «Дом дураков» Кончаловского был отмечен на Лидо Большой премией жюри (Гран-при). Высоцкая сыграла в нем главную роль божьей невесты. И вот теперь совсем другого уровня актерская работа в картине «Рай».
Представлять новый фильм в Венеции приехали не только сам Кончаловский и Юлия Высоцкая, но и немецкие актеры Кристиан Клаус и Якоб Диль, снимавшийся в картине «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, а также продюсер Флориан Дейл. «Рай» снят на французском, немецком и русском языках и был показан с итальянскими и английскими субтитрами. Если не знать, что снимал его Кончаловский, то можно нафантазировать что угодно.
«Рай» возвращает к событиям Второй мировой войны. Это черно-белая картина с изумительным изображением. Поразительного эффекта добивается один из лучших наших операторов Александр Симонов, постоянно работавший с Алексеем Балабановым, снимавший «Почтальона Тряпицына». Каждая вещь, любая фактура у него кинематографичны.
Кадр из фильма.
Три судьбы причудливо переплетаются в фильме. Каждый из главных героев сидит за столом и произносит монолог с того света. Напоминают эти кадры фрагменты старой пленки, не самого лучшего качества, с прерывистым звуком. Ольга — русская, 1910 года рождения, из казачьей семьи. Она уехала в Париж в шестилетнем возрасте с матерью, стала редактором моды в журнале «Vogue», а потом оказалась в рядах французского Сопротивления, укрывала еврейских детей. В итоге ее арестовали, отправили в концлагерь.
Ольгу сыграла Юлия Высоцкая, и это на сегодняшний день ее лучшая роль. Она как актриса набрала боли и глубины, каких в прежних работах не чувствовалось. Свой монолог Высоцкая произносит на русском языке. У нее почти бритая голова, как у тифозной. Юлия стала похожа на Андрея Кончаловского. Так бывает, когда люди долго живут вместе. Телевизионный шлейф, участие в кулинарной программе совершенно не мешают восприятию. В начале на пути Ольги возникает французский коллаборационист Жюль, а уже в лагере она встретит молодого офицера СС Хельмута. Когда-то в мирной жизни они были знакомы. Хельмут даже был в нее влюблен. Между ними завязываются интимные отношения, и тут возникают не всегда вызывающие доверие нюансы. Хельмут решает спасти свою возлюбленную, оформляет ей документы для побега в Швейцарию, но Ольга выберет другой и очень страшный путь. Кончаловский оправдывает его тем, что представления героини о рае изменились. Когда начинаешь излагать сюжет, он кажется абсолютно надуманным, но на экране многое не вызывает сомнений.
С Юлией Высоцкой.
Хельмута сыграл талантливый 32-летний Кристиан Клаус. Роль Гимлера неожиданно досталась Виктору Сухорукову. Если не знать, что это он, то сразу и не догадаешься, тем более что озвучивал его немецкий актер. Вера Воронкова сыграла обитательницу концлагеря, она очень выразительна на экране. Наши кинематографисты напрасно ее так мало снимают. Талисманом Кончаловского стала Ёла Санько, у которой тут крохотная роль ушедшей в мир иной старухи. Недавние товарки рады, что она «сдохла». Кому-то теперь достанутся ее ботинки и обноски. Ольге повезло. И ботинками разжилась, и на склад взяли, где она разбирает очки, тарелки, принадлежавшие тем, кто погиб в газовой камере. «Были люди, стали ботинки, горы ботинок», — вспоминает она, глядя прямо на нас с экрана. Страшная жизнь превращает людей в животных. В лагере могли убить за пачку сигарет.
Молодые немцы здесь прекрасны и образованны, они знают Чехова и любят Брамса, чтят большевиков за то, что они хотят создать на земле рай. Родись Хельмут в России, стал бы коммунистом.
Кадр из фильма.
Ольга проходит путь от жизни к смерти, из рая в ад и обратно. «Страшно только вначале, а потом все равно», — говорит она. Но смысла жизни она не видит. Впереди ничего нет, не для кого жить. А нужно, чтобы смысл был, иначе спасения не будет. Вот Кончаловский и отправит ее на небеса.
Сам он говорит, что его фильм — это попытка взглянуть на суть человеческих отношений: «Тема холокоста стала так банальна, что теперь 200 худых человек еврейской внешности в полосатых пижамах выглядят как опера Верди «Набукко». Но банализируется тема, не суть. Меня интересовала природа зла. Она вечна. Зло творится каждый день и в любую эпоху. Люди часто думают, что творят добро, хотя это не так. Можно вспомнить Савонаролу, Жанну д’Арк, Вторую мировую войну, бомбардировки Сирии. Все это прикрыто лозунгами демократии. Фраза «они не ведают что творят» вечная. Фильм «Рай» — это фантазия, но основана она на теме русских женщин, вошедших в ряды Сопротивления, спасавших еврейских детей. Почти все они погибли».
Начиная с предыдущей картины «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» он начал новую главу жизни, перестал думать о зрителе и бюджете: «Я снимаю фильмы, чтобы просто положить их под кровать. Ощущение свободы ни с чем не сравнимо. Оно просто так не дается. Люди говорят, что не могут в очередной раз смотреть про концентрационные лагеря. Я тоже не могу. Но мы говорим не об отрезанных головах, а о духовном насилии. Нужно было 50 лет работать в кино, чтобы понять, что ты ничего не знаешь про него. В кино трудно быть свободным, потому что оно дорогого стоит. Робер Брессон говорил, что кино будет принадлежать тем, кто готов отдать последние деньги, чтобы его снять. Чем больше денег имеешь, тем меньше у тебя свободы. Это я понял, когда работал в Голливуде».
С сыном Петром.
Глядя на чету Кончаловских, никогда не подумаешь о том, как тяжела их жизнь в последние годы, связанные с болезнью дочери. Они умеют держать удар. Юлия рассказала о своей работе: «Мы не в аптеке. Сложно сказать, из чего складывается роль. Вот здесь немножко витамина С, а здесь аспирин. Я всего понемножку взяла и оказалась в выигрышном положении, поскольку знала о замысле заранее. В меня это входило как воздух. Дерево выросло, потому что хороший садовник хорошо удобрил почву. Не могу сказать, что чувствовала себя Вики Оболенской (русская княгиня, героиня французского Сопротивления. — С.Х.) или взяла что-то от матери Марии. Но заслуга режиссера в том, что он сумел убедить меня в том, что это моя жизнь, и я про нее рассказываю».
Кончаловский уточняет: «Юля не знала, что я постригу ее налысо. И когда я пришел и дал такое распоряжение, она часа три не выходила из своего трейлера».