Исследователи поясняют, что гиппокамп представляет собой нескольких слоев пирамидальных нейронов, и в этот отдел поступает и обрабатывается информация из других отделов мозга. В пользу особой роли этого отдела говорит целый ряд его особенностей — в частности, тот факт, что в нём наиболее интенсивно восстанавливаются нервные клетки, а также то, что клетки эти значительно лучше защищены от кислородного голодания. С другой стороны, гибнут нервные клетки в гиппокампе также значительно чаще, чем в других отделах, и они в большей степени подвержены дегенерации. Все эти особенности данного участка мозга и заинтересовали учёных.

Наталия Гуляева из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН и её коллеги выдвинули предположение, что стрессы и нервное напряжение могут провоцировать воспалительные процессы в гиппокампе, а это, в свою очередь, приводит к гибели и дегенерации клеток. Проверить эту теорию было решено в ходе серии экспериментов на лабораторных мышах. Грызуны, на которых эти эксперименты ставились, были вынуждены находиться в условиях постоянного стресса — они содержались в шумных помещениях, периодически помещались в узкое пространство, а время от времени они получали удары тока. При этом специалисты следили за тем, каким образом столь неблагоприятные условия сказываются на мозге мышей. В результате было обнаружено, что вследствие постоянного нервного напряжения в гиппокампе накапливались «гормоны стресса» кортикостероиды, которые и провоцировали запуск воспалительных процессов.

Специалисты подчёркивают, что процессы, запущенные стрессом, не останавливаются сразу после того, как источник стресса устранён. У мышей повышенная концентрация кортикостероидов в гиппокампе сохранялась даже через месяц после того, как основная часть эксперимента завершилась, а грызуны вновь помещены в обычные условия.

Научная работа, в которой представлены полученные исследователями результаты, опубликована на страницах журнала Metabolic Brain Disease.